- Чем пропитывают шпалы деревянные железнодорожные
- Знакомство с антисептиком
- Параметры защищенности шпалы деревянной при консервации
- Нормы поглощения антисептика, кг/м3
- Нормы глубины пропитки
- Средний срок службы:
- Недостатки изделия
- Технические требования, предъявляемые к деревянным шпалам стандартного размера и веса
- Требования к непропитанным шпалам
- Требования к пропитанным шпалам
- Назначение шпал и требования к ним
- Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья
- С какой целью обрабатывают древесину?
- Чем пропитывают шпалы: ключевые виды защитных составов
- Можно ли строить из обработанных шпал?
- Технические характеристики шпалы деревянной пропитанной/непропитанной производства БШПЗ
- Размеры шпал
- Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД
- Средний срок службы
- Соответствие размеров ЖД шпал ГОСТу
- Технологический процесс пропитки древесины
- Достоинства этого вида древесины
- Второй способ
- Элемсепт и ЖТК
- Особенности использования и обработки
- Длина и другие габаритные размеры шпалы деревянной ЖД
- Пропитка деревянных шпал по способу Буба
- Можно ли строить из обработанных шпал?
- Для чего обрабатывают древесину
- Составы для пропитки
- Железобетонные шпалы: размеры и прочие параметры
- Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта
- Мостовые брусья
- Как крепить, что использовать
- P18
- Р24
- Р43
- КР70
- Р65
- Р50
- Размеры ЖД шпалы по ГОСТу
- Креозот (каменноугольное масло)
Чем пропитывают шпалы деревянные железнодорожные
Это предупредительная мера, направленная на поддержание сопротивления нагруженных участков пути, защиту от гнили и насекомых. Используются специальные химические составы. Для обработки дерева понадобится специальное оборудование, о котором мы расскажем в статье.
Наилучший результат он дает, если для его выполнения выбранные составы:
- хорошо и равномерно впитывается;
- создать неблагоприятную среду для развития бактерий;
- при правильном использовании они остаются безопасными для людей, животных и окружающей среды;
- они отличаются стойкостью и неизменностью антисептических свойств;
- нелетучий, не смывать даже при длительном воздействии воды.
Кроме того, любое защитное вещество должно абсорбироваться с запланированной скоростью (для экономии) и иметь достаточную глубину проникновения в материал.
Сразу отметим, что несущие конструкции из лиственницы, сосны, ели, березы имеют ряд практических преимуществ, определяющих степень их применения. Следовательно, они дешевле железобетонных и меньше весят, их легче транспортировать и штабелировать. Они также обладают естественной гибкостью, не проводят электричество, не разрушаются даже после многочисленных циклов замораживания-оттаивания и отлично прилегают к балластному слою.
Знакомство с антисептиком
Креозот — это высокотоксичная смесь, содержащая различные фенолы и ароматизированные атомы углерода. Для изготовления этого антисептика используют древесную смолу и уголь, которые обрабатывают едкими щелочными растворами и серной кислотой.
Это объясняет, почему домовладельцев так интересует, как избавиться от запаха креозота во сне. Несмотря на этот недостаток, такие конструкции обладают рядом преимуществ, о которых будет сказано ниже.
Параметры защищенности шпалы деревянной при консервации
Защита древесины полностью соответствует требованиям ГОСТ 20022.0-93 «Защита древесины. Параметры безопасности»
Влага предварительной пропитки шпал не более 25%. Влажность древесины определяют по ГОСТ 20022.14-84 Защита древесины. Методы определения влажности предварительной пропитки
Нормы поглощения антисептика, кг/м3
Шпалы из сосны и кедра | 79 | 96 |
Еловые и еловые шпалы | 90 | 105 |
Шпалы березовые | — | 170 |
Нормы глубины пропитки
Шпалы из сосны и кедра | не менее 5 | не менее 5 |
Шпалы из ели, пихты и лиственницы | не менее 5 | минимум 2 |
Средний срок службы:
Шпалы деревянные пропитанные | 15-20 |
Древесина обладает множеством свойств, которые дают ей преимущество перед другими материалами. В России есть ряд предприятий по закупке пропиточных шпал. При использовании древесины в качестве материала для изготовления шпал следует отметить ее относительно невысокую цену, достаточную прочность, высокие амортизирующие свойства, возможность использования простых крепежных элементов для соединения деревянных шпал с другими элементами пути.
Существенным недостатком неантисептической древесины является ее способность портиться под воздействием биологических факторов. Защита древесины от гниения происходит за счет ее пропитки антисептиками, то есть обработки различными вредными для организмов веществами, разрушающими древесину.
Недостатки изделия
У рассматриваемого бруса также есть явный недостаток. Это неприятный запах из-за фенольных паров, содержащихся в креозоте. Запах, конечно, со временем исчезает (примерно через 50 лет), но обычно вам нужно принять необходимые меры, чтобы обнаружить его. К ним относятся следующие:
- изоляция деталей пропитанная полиэтиленом;
- вагонка сайдингом;
- штукатурка стен;
- облицовка кирпичом.
Иногда эти меры неэффективны. И поэтому шпалы в качестве строительного материала для жилого дома практически не используются.
Часто идут на строительство хозяйственных построек (санузлов, сараев, хозблоков). При строительстве этих конструкций они неплохо подходят как строительный материал, учитывая соответствующий вес и размер стандартной деревянной шпалы, пропитанной рельсами.
Технические требования, предъявляемые к деревянным шпалам стандартного размера и веса
Утвержденные документы содержат подробные требования к параметрам готовой продукции из дерева. К необработанным шпалам и шпалам с пропиткой (пропиткой) предъявляются отдельные требования. Требуются высокие требования, так как это связано с безопасной эксплуатацией подвижного состава.
Требования к непропитанным шпалам
Необработанные шпалы после распиловки должны соответствовать установленным стандартам. Основные технические требования к шпалам без обработки:
- выбор материала (допускается использование древесины хвойных пород, в отдельных случаях допускается изготовление непропитанных изделий для железных дорог из березы);
- количество допустимых дефектов при выборе древесины устанавливается ГОСТ 78-89;
- размер глубокой татуировки должен быть 10 мм;
- пропитанные деревянные шпалы должны иметь гладкую поверхность без коры и рафии с нарезанными сучками;
- при составлении замеса их необходимо разделить по породам древесины.
У каждого класса свои индивидуальные требования.
Требования к пропитанным шпалам
Такая продукция должна соответствовать следующим требованиям:
- качество пропитки должно соответствовать ГОСТ 20022.5-93;
- пропитанные шпалы должны иметь отверстия для крепления в строго определенных местах;
- пропитка проводится только одобренными по технологии антисептическими растворами;
- шпалы из пропитанной древесины типа 2 производятся с более высокими допусками, чем шпалы типа 1;
- железнодорожные шпалы, пропитанные антисептическими средствами, должны иметь глубину пропитки, указанную в инструкции к конкретному антисептическому средству.
Точное соблюдение требований к непропитанным образцам обеспечивает долгий срок службы.
Назначение шпал и требования к ним
Шпалы (рельсовые опоры) используются для:
- восприятие давления со стороны рельсов и передача его на балластный слой;
- эластичная обработка динамических эффектов на треке;
- обеспечение однородности проезжей части и, вместе с балластом, устойчивости рельсов и шпал в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
В соответствии с этим шпалы должны обладать достаточной прочностью, эластичностью, хорошо выдерживать механический износ и движение, иметь простую форму, иметь максимальную долговечность и наименьшие затраты на производство и обслуживание.
Количество шпал на 1 км (диаграмма) зависит от величины нагрузки рельсов, плотности загрузки, скорости движения поездов, типа рельсов, типа балластного слоя, планировки и профиля пути. В РФ приняты 3 схемы: 1600 шт / км (по второстепенным путям), 1840 и 2000 (в зависимости от плоскости трассы и скорости движения).
Расположение шпал на рельсовом звене называется схемой укладки шпал.
Шпалы (в зависимости от материала) изготавливаются из дерева, железобетона и металла.
Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья
Узнать, чем пропитаны шпалы, целесообразно в разных ситуациях, например, когда вы хотите использовать эту древесину в строительстве или вам нужно подолгу находиться рядом с железнодорожными путями.
С какой целью обрабатывают древесину?
Стоимость пиломатериалов, используемых при строительстве железной дороги, очень низкая, но этот дешевый пиломатериал имеет недостаточный эксплуатационный ресурс. К этому следует добавить крайне агрессивные условия использования: постоянная вибрация, контакт с атмосферными и грунтовыми проявлениями, высокое давление.
Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал этим нормам, их пропитывают специальными составами, значительно повышающими потенциал древесины. Такие химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру изделий от разрушительного воздействия влаги и физического износа.
Железнодорожные шпалы работают в неблагоприятных условиях
Чем пропитывают шпалы: ключевые виды защитных составов
Помимо креозота, классического образца защитной смеси для этого сектора, химическая промышленность предлагает использовать относительно новые наименования: элемсепт и ЖТК.
Креозот — классическая пропитка для железнодорожных шпал
Можно ли строить из обработанных шпал?
Такой строительный материал привлекает своей чрезвычайной дешевизной, поэтому многие мастера задаются вопросом, стоит ли использовать его для строительства хозяйственных или жилых построек. Первое, что вызывает сомнения, — это запах креозота (такая пропитка встречается чаще), который стараются замаскировать подручными средствами. Но мы не должны забывать о риске для здоровья, который представляют эти соединения. Поэтому от такой экономии лучше воздержаться даже при строительстве гаража или подсобного помещения.
Креозот, элемсепт, ЖТК — ключевые разновидности составов, которые делают шпалы прочными и устойчивыми к разрушительному воздействию окружающей среды. Они используются при строительстве железных дорог, так как в таких условиях соответствуют государственным нормам безопасности и оправдывают потенциальные риски своими достойными эксплуатационными характеристиками.
Технические характеристики шпалы деревянной пропитанной/непропитанной производства БШПЗ
Для изготовления шпал используется древесина, также используются хвойные породы, в основном сосна, береза.
БШПЗ производит два вида распиловочных балок (четырехсторонний распил:
- тип 1 — для основных путей;
- тип 2 — для вокзалов и подъездных путей.
Размеры шпал
тип 1 | 180 | 250 | 2750 | 0,1237 |
тип 2 | 160 | 230 | 2750 | 0,1012 |
Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД
Принятый стандарт устанавливает геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов длина шпал составляет 2750 мм. Допустимый допуск — 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от других размеров. Высота варьируется от 150 мм у первого типа до 105 мм у третьего. Ширина определяется формой, конструкцией. Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условия ее эксплуатации. Сколько весит железнодорожный вариант, зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес немного увеличивается. Вес спального места зависит от его конструкции. Вес деревянных шпал первого типа — 85 кг. Ему приходится нести самые тяжелые нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте указаны с учетом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцати двух процентов. Поэтому размеры шпал могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства устанавливаются габариты будущих изделий. Особое внимание уделяется этому параметру толщины. Он должен быть постоянным по всей длине.
Средний срок службы
Этот показатель определяется несколькими параметрами:
- тип используемой древесины;
- качество изготовления и применяемый антисептик;
- соблюдение условий хранения (указанных в соответствующем стандарте);
- приложенные нагрузки и условия эксплуатации.
При правильном соблюдении всех требований госстандартов средний срок службы шпал для большой трассы составляет около шестнадцати лет. Этот срок можно продлить с пяти до шести лет при проведении ремонтных и восстановительных работ, что позволяет хорошо сэкономить.
Соответствие размеров ЖД шпал ГОСТу
С 2006 года в России, как и в других странах Таможенного союза, действует единый межгосударственный ГОСТ 78-2004. Технические правила настоящего стандарта определяют все геометрические параметры, а также технико-эксплуатационные характеристики фермы шпалы верхнего пути поезда.
ГОСТ 78-2004 строго регламентирует все размеры деревянных шпал и предельно допустимые отклонения от них. Поперечина должна соответствовать стандарту по форме поперечного сечения и линейности. Не должно быть продольных изгибов и скручивающих деформаций. Геометрия сечения деревянной шпалы должна соответствовать типу и классу железной дороги. При наличии отклонений от размеров и геометрии, предусмотренных ГОСТом, велик риск деформации пути, что само по себе является опасной аварийной ситуацией, которая может привести к катастрофе.
Изменения влажности, гниль и повреждения, вызванные всеми видами вредителей, могут нарушить целостность и прочность деревянных шпал. Эти факторы также влияют на размер сечения и осевую геометрию траверсы. Чтобы предотвратить такие изменения и предотвратить разрушение в процессе гниения, древесину пропитывают специальными антисептическими водоотталкивающими составами. Путем попеременного изменения вакуума и увеличения давления деревянные шпалы глубоко пропитываются угольным маслом и антипиренами для предотвращения возгорания.
Технологический процесс пропитки древесины
Существенным недостатком неантисептической древесины является ее способность разрушаться под воздействием биологических факторов, то есть различных организмов, обитающих как в самой древесине, так и в окружающей среде. Для повышения биостойкости древесины применяется ее пропитка (антисептическая обработка). При производстве пропиток для шпал широко применяется пропитка древесины в автоклавах.
На тульском заводе пропитки сна используется автоклавный метод пропитки древесины. У нашего заводского автоклава интересная история: он был вывезен из Германии после Великой Отечественной войны и в 1947 году был установлен на производственной площадке, ныне принадлежащей ООО «Тульский завод пропитки сна». Автоклав представляет собой горизонтальный стальной толстостенный цилиндр диаметром 1420 мм. С торцов цилиндр закрывается крышками полусферической формы с надежными запорными устройствами. Автоклав оборудован предохранительными клапанами, фитингами и датчиками для измерения уровня, температуры и давления жидкости. В состав автоклавной установки также входят пневмогидравлическое, нагревательное, контрольно-регулирующее и вспомогательное оборудование.
Для пропитки наша компания чаще всего использует, пожалуй, самый мощный из существующих антисептиков — угольное масло. Этот антисептик исторически использовался для пропитки деревянных шпал. Масло каменноугольное — продукт, получаемый при производстве коксующегося угля, представляет собой маслянистую жидкость со специфическим запахом, часто черного, иногда темно-коричневого цвета. Этот продукт состоит из различных веществ, в основном фенолов. Некоторые его компоненты имеют температуру плавления + 5˚С.
Достоинства этого вида древесины
Чем привлекателен этот необычный материал для частного застройщика?
- это дешево, потому что обычно вы покупаете бывшие в употреблении товары.
- Хорошо держит любую застежку.
- Изделие из дерева, пропитанного железной дорогой, отлично выдерживает многократные циклы замораживания-замораживания без видимых повреждений.
- Материал гибкий, хорошо выдерживает динамические нагрузки.
В производстве этот пиломатериал изготавливается только из древесины хвойных пород.
Второй способ
Судя по отзывам, можно сделать вывод, что оргалит — хороший инструмент для набивки шпал. Некоторые мастера монтируют его на дереве изнутри. Однако ДВП действует недолго. Со временем он имеет тенденцию к набуханию. В результате его поверхность становится волнистой. В результате на ДВП образуются трещины, через которые в комнату проникает неприятный запах креозота от шпал. Летом жители испытывают массу неудобств. Домовладельцу нужно будет оторвать обшивку из ДВП и выстелить шпалы листами гипсокартона. С похожей проблемой сталкиваются и те, кто хлопает дом из вагонки. Через время его тоже придется разобрать и заменить листами. Для герметизации стыков используется пенополиуретан. Затем тщательно окрашивается поверхность гипсокартона и сверху наклеиваются обои.
Элемсепт и ЖТК
Порошки Элемсепт стали относительно новым продуктом для переработки в современной химической промышленности. Пропитка сна осуществляется с помощью автоклавов. При этом с дерева полностью удаляется влага в вакууме, проделываются специальные отверстия и под давлением подается порошок. В отличие от креозота, который должен проникать как можно глубже, пропитка Elementsept обеспечивает аналогичную защиту при проникновении всего на 3-4 мм.
Обработку шпал можно производить и новой пропиткой — ЖТК, которая по своим характеристикам не уступает креозоту и элемсепту, но при этом не имеет неприятного запаха. Обработанные шпалы не прилипают к рукам и перчаткам, что облегчает установку и ремонт.
Высокое качество изготовления деревянных шпал теоретически может обеспечить срок службы 40-50 лет. Однако постоянные нагрузки сокращают срок службы до 15-20 лет.
Особенности использования и обработки
Фактически, древесина по-прежнему является своего рода «стратегическим запасом» и очень часто используется при строительстве железных дорог для временного или промышленного использования. Имея относительно небольшой вес по сравнению с бетонными аналогами и минимальную цену, он по-прежнему актуален для нужд народного хозяйства.
Единственный недостаток деревянных шпал — это их гниение, а также повреждение продуктов различными насекомыми из-за разрастания грибка и плесени. Чтобы предотвратить такие возможности, широко применяется специальная обработка. Какова пропитка деревянных шпал на заводах по пропитке шпал?
Шпалы пропитывались креозотом еще во времена бывшего СССР, этот метод считается классическим и на практике доказал свою «профессиональную пригодность». Достаточно сказать, что до сих пор большинство «креозотовых» шпал соответствуют всем нормам и стандартам технического качества.
Креозот — промышленное каменноугольное масло, относительно безопасное для человека, но в то же время оно имеет довольно специфический запах, который практически невозможно удалить даже спустя годы. Как обрабатываются шпалы в наше время?
Длина и другие габаритные размеры шпалы деревянной ЖД
Они давно стандартизированы, чтобы обеспечить практические преимущества рельсовых опор, в том числе:
- отличная технологичность экологического материала;
- сохранять высокую эластичность при относительно небольшом весе;
- серьезный запас устойчивости к экстремальным температурам и сезонным колебаниям циклов нагрева / охлаждения;
- взаимодействие с балластной подушкой, не приводящее к разрушению ВСП;
- деревянная шпала — диэлектрик.
Пропитка деревянных шпал по способу Буба
Опыт Баварской железной дороги предлагает отличный срок службы сублимированных шпал, то есть до 15 лет — нельзя не обратить внимание на новый улучшенный метод такой пропитки, предложенный доктором Бубом. Согласно описанному выше методу эти столбы погружаются в раствор хлорида ртути и фторида натрия.
К достоинствам названного метода можно отнести следующие преимущества:
- Пропитка производится простым погружением столбов в раствор хлорида ртути и фторида натрия, что позволяет завершить весь процесс без дорогостоящих фабрик.
- Это дает дереву хорошую консервацию.
- Не требует машин (кроме насоса).
- Не требует горючего, если ограничиться пропиткой только в теплое время года.
- Не требует значительного штата квалифицированных кадров (всего один мастер).
- Хлорид ртути не гигроскопичен и не капает с дерева.
- При использовании на практике крепость раствора (0,33-0,66%) не оказывает отрицательного воздействия на железные детали.
Можно ли строить из обработанных шпал?
Такой строительный материал привлекает своей чрезвычайной дешевизной, поэтому многие мастера задаются вопросом, стоит ли использовать его для строительства хозяйственных или жилых построек. Первое, что вызывает сомнения, — это запах креозота (такая пропитка встречается чаще), который стараются замаскировать подручными средствами. Но мы не должны забывать о риске для здоровья, который представляют эти соединения. Поэтому от такой экономии лучше воздержаться даже при строительстве гаража или подсобного помещения.
Креозот, элемсепт, ЖТК — ключевые разновидности составов, которые делают шпалы прочными и устойчивыми к разрушительному воздействию окружающей среды. Они используются при строительстве железных дорог, так как в таких условиях соответствуют государственным нормам безопасности и оправдывают потенциальные риски своими достойными эксплуатационными характеристиками.
Для чего обрабатывают древесину
Опорные элементы пути должны долгие годы выдерживать сильные вибрации и нагрузки поезда, воздействие атмосферных явлений и движений грунта. Таким образом, срок их службы увеличивается за счет покрытия защитными веществами и повышения устойчивости натурального материала к воздействию негативных внешних факторов.
Составы для пропитки
В химической промышленности используются 3 современных средства, каждое из которых имеет свои преимущества.
Железобетонные шпалы: размеры и прочие параметры
Важнейшим критерием, определяющим требуемые параметры железобетонной шпалы, является ее отнесение к одному из вышеперечисленных типов.
Итак, если мы говорим о шпале класса Ш1, то оно должно иметь следующие характеристики:
— необходимое расстояние между упорами 2021 мм;
— расстояние между соответствующими краями одного торца изделия 406 мм;
— высота изделия в подрельсовой секции — 193 мм;
— высота изделия в центральной части — 145 мм.
Тип шпалы Ш2 должен иметь следующие характеристики:
— расстояние между толкающими кромками — 2021 мм;
— расстояние между соответствующими краями одного торца изделия 406 мм;
— высота изделия в подрельсовой секции — 193 мм;
— высота изделия в центральной части — 145 мм.
Шпала класса Ш3 должна соответствовать следующим параметрам:
— расстояние между толкающими кромками — 1966 мм;
— расстояние между соответствующими краями одного торца изделия 359 мм;
— высота в рельсовой секции — 193 мм;
— высота в центральной части — 145 мм.
Это основные характеристики, которыми, согласно ГОСТам, должна обладать железобетонная шпала. Его размеры по длине и ширине часто бывают фиксированными, соответственно 2700 и 300 мм. Отклонения, сопоставимые с зафиксированными для деревянных изделий, в государственных стандартах на железобетонные элементы не предусмотрены. Размер спального места подходящего типа не предполагает изменчивости в зависимости от влажности и других факторов окружающей среды.
Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта
При производстве пропиток для шпал широко применяется пропитка древесины в автоклавах. ООО «Шпалопиточный» использует автоклавный метод пропитки древесины. Автоклав нашего завода имеет интересную историю: он был вывезен из Германии после Великой Отечественной войны и в 1947 году был собран на производственной площадке, которая сейчас принадлежит ООО «Шпалопропиточный». Автоклав представляет собой горизонтальный стальной толстостенный цилиндр диаметром 1420 мм. С торцов цилиндр закрывается крышками полусферической формы с надежными запорными устройствами. Автоклав оборудован предохранительными клапанами, фитингами и датчиками для измерения уровня, температуры и давления жидкости. Блок автоклава также включает пневмогидравлическое, нагревательное, контрольно-регулирующее и вспомогательное оборудование. Для пропитки наша компания часто использует, пожалуй, самый мощный из существующих антисептиков: угольное масло. Этот антисептик исторически использовался для пропитки деревянных шпал. Масло каменноугольное — продукт, получаемый при производстве коксующегося угля, представляет собой маслянистую жидкость со специфическим запахом, часто черного, иногда темно-коричневого цвета. Этот продукт состоит из различных веществ, в основном фенолов. Некоторые его компоненты имеют температуру плавления + 5˚С. Поэтому его необходимо нагревать в процессе пропитки. Масло каменноугольное относится к веществам первой группы опасности. Будьте особенно осторожны при обращении с этим продуктом. Именно его разрушительное воздействие на более простые организмы делает угольное масло отличным антисептиком. Следует отметить, что каменноугольный мазут практически не смывается с древесины, он нейтрален по отношению к металлам. Для многих простейших, разрушающих древесину, губителен сам запах угольного масла. По желанию потребителей ООО «Шпалопиточный» может использовать и другие антисептики, например, Ультан — отечественный аналог антисептика, применяемого в странах ЕС для деревянных деталей, работающих в сложных условиях. Древесина, пропитанная «Ультаном», через некоторое время после пропитки безвредна для млекопитающих, но губительна для простейших организмов, когда они проявляют признаки жизнедеятельности внутри древесины. Поскольку Ultan — это вещество на водной основе, оно легче проникает в древесину. После пропитки «Ультаном» древесина приобретает болотно-зеленый цвет. Поверхность под покраску. Специально для нашей продукции технология пропитки препаратом «Ультан» была разработана на кафедре ботаники и защиты леса Уральского государственного лесного университета под руководством профессора, академика РАЕН, доктора технических наук. Биологические науки. ДА. Беленков. Существует несколько технологических схем (способов) автоклавной пропитки, отличие которых заключается в последовательности операций воздействия на древесину высокого и низкого давления пропиточной жидкости (антисептика) и воздуха. Изменяя последовательность операций, их продолжительность, уровень давления и температуры, можно контролировать результаты пропитки согласно предъявляемым требованиям.
ООО «Шпалопиточный» использует автоклавный метод пропитки древесины методом вакуум-давление-вакуум. Процесс пропитки происходит в следующей последовательности и длится 1 час 45 минут: 1 автоклав загружается древесиной; 2 создается воздушный вакуум; 3 древесина выдерживается под вакуумом; 4 автоклав заполнен жидкостью; 5 создается давление жидкости; 6 древесина выдерживается в жидкости под давлением; 7 давление сбрасывается до атмосферного; 8 жидкость выгружается из автоклава; 9 воссоздан воздушный зазор; 10 древесина выдерживается под вакуумом; 11 разгрузка вакуума и разгрузка автоклава.
Упрощенная схема процесса пропитки древесины представлена на рисунке 1.
Пропылесосить древесину на первом этапе улучшает процесс пропитки, так как из древесины удаляются воздух и остаточная капиллярная влага, которая впоследствии поглощается антисептиком. Глубина вакуума составляет примерно 0,08 МПа (8 кг / см2). Метод пропитки, применяемый в нашей пропиточной установке шпал, соответствует ГОСТ 20022.5-93 «Защита древесины. Пропитка автоклава масляными защитными средствами», ГОСТ 20022.0-93, ГОСТ 200022.0-93 «Защита древесины. Параметры безопасности». Пропитка древесины не меняет ее свойств, то есть не меняет ее структуру, не трескается, не деформируется, не требует дополнительных покрытий или пропиток, не трескается и не крошится. Таким образом, древесина и антисептики, применяемые в ООО «Технология пропитки сна», обеспечивают срок службы правильно уложенных шпал на железнодорожном пути около 15 лет.
Мостовые брусья
Эти компоненты пути также подчиняются строгим требованиям ГОСТ. И главное правило, которое они должны соблюдать, — это исключительно прямоугольная форма поперечного сечения и одно из двух:
- 220х240мм;
- или 220 х 260 мм.
Возможны также варианты 220 х 280 и 240 х 300 мм, но они уже изготавливаются индивидуально и только с согласия заказчика.
Предельные отклонения различаются в зависимости от конструкции: в первом случае они по толщине (до -2 мм), во втором не совсем, а по ширине (до -3 мм). Максимально возможный уровень влажности без сушки уже 20%, доли уже собственные — их нужно выбирать по ГОСТ 6782.1-75.
Длина обычных мостовых балок — 3,25 м. Чем больше расстояние между осями продольных балок или ферм моста (до 2,5 м), тем больше сечение балок моста (до 24х30 см) и их длина (до 4,20 метра).
Как крепить, что использовать
Все компоненты, которые могут понадобиться только при прокладке определенных линий, мы свели в таблицы в зависимости от типа направляющих. Мы выбрали самые популярные.
P18
Применяются для устройства внешних и внутренних узкоколейных путей. Они востребованы на территориях крупных баз, производственных предприятий, значимых заводов. Они не несут больших нагрузок.
Способ |
Лайнер |
Перекрывать |
Владельцы |
Доски |
Зажимы/ Крючки |
Железная дорога |
D-18 |
П-18 |
165 костылей и оборудования |
– |
|
Подкран |
– |
по индивидуальным чертежам |
П-18 |
Р24
Они востребованы при установке и ремонте подземных выработок и трамваев, узких полотна мостов. Также они могут соединять склады, причалы, транспортные узлы заводов. В некоторых случаях заменяют изношенные КР-50.
Железная дорога |
D-24 |
П-24 |
165 костылей и оборудования |
– |
Подкран |
– |
по индивидуальным чертежам |
П-24 |
Р43
Они используются для создания сплошных сварных и соединительных железнодорожных линий широкой колеи, а также подъездных площадок промышленных предприятий и бирж. Они прямые, без термического армирования, но уже выдерживают относительно высокие нагрузки и удары.
Железная дорога |
D-43 |
П-43 |
165 костылей и оборудования |
– |
Подкран |
– |
У-1 и П-1 по ГОСТ 24741-81 |
П-43 |
КР70
Изготовлен для изготовления двухниточных крановых рельсов. Они отличаются округлой головкой, увеличенной опорной поверхностью и увеличенной толщиной. Благодаря своему профилю они максимально равномерно распределяют давление от движущихся частей транспорта.
Подкран |
– |
У-1 и П-1 по ГОСТ 4121-96 |
КР-70 |
Р65
Оптимальный вариант для укладки полотен, которые будут подвергаться большим или интенсивным нагрузкам (выдерживают 25-75 т-км в год). Они сделаны из сталей перлитного класса; чтобы улучшить их силу, их головы можно еще больше закалить.
Железная дорога |
Д-65 / ДН-65 |
1П65 / 2П65 |
165 костылей и оборудования |
– |
Подкран |
– |
П-1 и У-1 по ГОСТ 24741-81 |
П-65 |
Р50
Классика для построения точек и вообще широких дорожек. Предназначен для тех участков, где давление движущихся частей транспорта не превышает 10-25 т-км в год. Выпускаются как с закалкой, так и без закалки.
Железная дорога |
Д-50 |
1П50 |
165 костылей и оборудования |
– |
Подкран |
– |
П-2 и У-2 по ГОСТ 24741-81 |
П-50 |
Применение элементов крепления железнодорожных рельсов на шпалах
Как уже ясно из определения, они предназначены для создания единой направляющей при формировании пути. На их долговечность и надежность влияет качество и правильность соединения металлоконструкций как с опорным основанием, так и между собой.
Они играют ключевую роль, так как если они не смогут зафиксировать направляющую I в одном положении (под воздействием высокого давления и атмосферных явлений), она неизбежно переместится в продольном направлении. В результате такого «отклонения» ширина проезжей части перестанет быть одинаковой, а это чревато возникновением аварийной ситуации, вплоть до схода с рельсов подвижного состава.
Размеры ЖД шпалы по ГОСТу
Геометрические характеристики (размеры шпал) и классификация даны исходя из требований, установленных государственным стандартом. Например, шпалы деревянные ГОСТ 78-2004 для железных дорог широкой колеи сочетают в себе все свойства готовой продукции. Для специальных маршрутов разработаны свои стандарты. Деревянные шпалы для метро ГОСТ 22830-77 определяют индивидуальные параметры, необходимые для их работы в этих особых условиях. Каждый стандарт согласован с другими руководящими принципами, согласованными с правилами работы с разными путями. ГОСТ накладывает определенные ограничения на область их применения на деревянных шпалах. Особое внимание уделяется выбору покрытия, которое наносится на поверхность для улучшения ее технических характеристик.
Креозот (каменноугольное масло)
Вот чем пропитывали шпалы в СССР: пропитка морально устарела и, прежде всего, токсична. Активно применяется с 50-х годов 20 века. Это продукт перегонки угольной массы с дегтем, в результате чего получается фенольный эфир. Он активно искал альтернативу (и нашел ее — в виде следующих двух веществ). Среди его преимуществ:
- предотвратить разрушение природного материала;
- многолетняя технология нанесения;
- доказанная длительная эффективность;
- доступная стоимость.
Он меняет цвет опорного элемента (становится темнее) и издает резкий запах, чем-то напоминающий солярку. Уровень токсичности находится в пределах нормальных строительных стандартов, но он все еще относительно высок, поэтому с развитием химической промышленности они задумались о том, как его заменить, и нашли следующий вариант.
- https://promputsnab.ru/poleznoe/shpaly/268-zheleznodorozhnye-derevjannye-shpaly-chem-ih-propityvajut-dlja-chego-obrabatyvajut-derevo-dlja-zheleznoj-dorogi-process-propitki-poleznye-svedenija-i-otlichija-ot-zhelezobetonnyh.html
- https://fanera27.ru/obrabotka/chem-obrabatyvayut-shpaly.html
- https://stroyvolga.ru/%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B6%D0%B5/
- https://RubimSrubi.ru/zashchita-i-obrabotka/chem-obrabotany-shpaly.html
- https://LesSale.ru/derevoobrabotka/chem-obrabatyvayut-shpaly-2.html
- https://AversLes.ru/stroitelstvo/chem-obrabatyvayut-shpaly-2.html
- https://res-sk.com/chem-propityvayut-shpaly-derevyannye-zheleznodorozhnye/
- https://lesoteka.com/izdeliya/shpaly
- https://7lestnic.com/bez-rubriki/vse-uzlyrezultat-klasterizaciicem-propityvaut-spaly.html
- https://grwood.ru/derevyannye-izdeliya/shpaly-derevyannye-zheleznodorozhnye-razmery-po-gost-78-2004-dlya-1-2-i-3-tipa
- https://skbalkon.ru/izdeliya/shpaly-eto.html
- https://drova-darom.ru/stroitelstvo/chem-obrabatyvayut-shpaly-2.html